ПРИМ: предприниматели 18–35 лет более оптимистично настроены на будущееСюжетСнижение ставки по кредитам:
Малые предприниматели устойчивы к турбулентности последних лет в экономике, одобрительно оценивают финансовое положение собственного бизнеса и свои перспективы. В то же время дело ожидает особых налоговых режимов и стремится участвовать в муниципальных заказах и закупках. Об этом сообщается в новеньком докладе исследовательского проекта «Предприниматели РФ: научный мониторинг» (ПРИМ) от Сбера и Минэкономразвития по итогам 4-ого квартала 2023 года.
Так, толика бизнесменов, которые оценили личное финансовое положение как не плохое, выросла с 21 % (в 3-ем квартале) до 25 процентов. Еще 21 % респондентов отметили его усовершенствование. Больше чем у половины бизнесменов в прошедшем квартале выручка оставалась размеренной. Более оптимистично настроены предприниматели 18–35 лет: об улучшении денежного положения собственного бизнеса рассказали 40% опрошенных.
В четвертом квартале основной неувязкой бизнесменов оставался рост цен у поставщиков, об этом произнесли 70 процентов респондентов. Третья часть опрошенных сталкивалась с неуввязками поставок из-за рубежа, ещё третья часть — с падением спроса, 34 процента — с повышением издержек на сбыт.
«Мы поочередны в собственном намерении поддерживать малый дело и задействуем для этого все вероятные запасы. В 2023 году правительство и денежные университеты предприняли ряд действенных мер для сохранения стабильности в секторе МСП. И мы лицезреем положительные итоги по итогам прошедшего года. Выросла толика тех, кто считает личное положение неплохим, больше половины оценивают его как размеренное. При всем этом практически две третьих не планируют расширять либо уменьшать дело. Броско, что столкновение с трудностями не воспрепядствовало большинству бизнесменов сохранить положительный настрой и ожидания. За прошедший район выросла толика предпринимателей, которые глядят в будущее с оптимизмом (с 41 до 46 процентов), и сильно снизилась толика ожидающих ухудшения в экономике в наиблежайшие шесть месяцев (с 42 до 36 процентов)», — сказал начальник дивизиона «Малый и микробизнес» Сбербанка Леша Шашкин.
Предприниматели стали пореже брать кредиты на дело и почаще вкладывать в дело личные средства. Но желающих привлечь дополнительное финансирование набралось 34 процентов. Посреди других видов поддержки нужна подмога с поиском возможных инвесторов. 2 процента желали бы получить правовую поддержку, столько же респондентов — подмога в разработке бизнес-плана.
На вопрос о вербовании финансирования бизнеса 34 процента бизнесменов рассказали, что желали бы пользоваться таковой возможностью, 65 процентов высказались против, 1 процента затруднились ответить. Из числа тех, кто желал бы пользоваться инструментами финансирования, в качестве источников вербования средств упоминали банковские кредиты (52%), муниципальные и личные гранты (40 процентов), лизинг (24 процента), инвестиции (20 процентов), инструменты коллективного финансирования (7 процентов), факторинг (3 процента), займы в микрофинансовых организациях (2 процента). В главном предприниматели вкладывают прибыль назад в дело (76 процента) либо растрачивают на личные нужды (60 процентов).
Личные предприниматели почаще растрачивают финансы на личные потребности и инвестируют, но не в собственный дело. Юридические лица предпочитают вкладывать в свой дело. Предприниматели от 18 до 35 лет почаще располагают прибыль во вклад либо инвестируют. При этом чем выше годичный оборот, тем почаще инвестируют назад в дело и пореже растрачивают на себя.
Согласно исследованию, выше половины респондентов не ощутили роста основной ставки, а 42 процента отметили, что это изменило их дело. Посреди тех, кто столкнулся с трудностями, 58 процентов гласили об удорожании кредитов, ещё четверть респондентов — о понижении платежеспособного спроса, 21 % — о росте закупочных цен, 18 процентов — об инфляции в целом.
Увеличение основной ставки больше всего отразилось на предпринимателях из больших городов и тех, у кого годичный оборот превосходит 5 миллионов руб. (55 процентов). Только 10% бизнесменов, на которых отразился рост основной ставки, принимают какие-либо меры по этому поводу — от сокращения количества кредитов и оптимизации до роста объёмов работ и поиска инвесторов.
Исследователи ПРИМ спросили бизнесменов об их отношении к сервисам резвого входа и регистрации на ресурсе либо в мобильном приложении без пароля — при помощи ID. Об их существовании знают 88 процентов опрошенных. Возможный энтузиазм к использованию ID-сервисов есть у 29 процентов бизнесменов. Это те, кто продвигает собственный дело в вебе через ресурс либо мобильное дополнение. Только 9 процентов уже употребляют сервисы ID, еще 7 процентов планируют начать.
Около половины опрошенных (49 процентов) строят длительные планы, но выросла толика тех, кто предпочитает не планировать (30 процентов). Подобная тенденция есть и у самозанятых.
Ценностные ориентиры бизнесменов различаются по возрастным группам. Так, предприниматели в возрасте до 35 лет ценят финансовое благополучие, самореализацию и карьеру, в категории 36–45 лет нередко молвят о карьере, но пореже о здоровье и общении с друзьями. Для бизнесменов от 46 до 55 лет в особенности принципиальна ячейка общества, а с 56 лет бизнесмены больше ценят то, что не связано с работой, — близких людей и здоровье.
ПРИМ («Предприниматели РФ: научный мониторинг») — это кооперативный проект Сбера, фонда «Публичное мировоззрение» и Минэкономразвития. Он сотворен для исследования воззрений людей, занятых в секторе малого и микробизнеса. В проекте также изучается предпринимательская атмосфера в обществе в целом — через опросы жителей России трудоспособного возраста (от 18 до 64 лет). Опросы бизнесменов проводятся ежеквартально, а населения в целом — один раз в год.
Опрос проводился в конце 4-ого квартала 2023 года фондом «Публичное мировоззрение». Опрошено по 1200 человек – из их 600 бизнесменов и 600 самозанятых.