Как древние славяне называли искусство скульптуры

Древние славяне не имели единого термина для обозначения искусства скульптуры в современном понимании. Создание объемных изображений было тесно связано с религиозными представлениями и ремесленными традициями. Славянские языки использовали различные слова для описания процесса создания идолов и других sculptural форм.

Термины для обозначения скульптурных изображений

Наиболее распространенным термином для культовых скульптур было слово «идол», заимствованное из греческого языка через старославянский. В древнерусских источниках также встречаются слова «кумир», «болван», «ступа» (для каменных изваяний). Глаголы, обозначавшие процесс создания скульптур, включали «дълати» (делать), «тесати» (тесать), «рубити» (рубить). Для обозначения резчика по дереву или камню использовалось слово «дълатель».

Сакральное значение скульптуры у древних славян

Создание культовых изображений было не столько искусством, сколько религиозным actом. Славяне изготавливали деревянные и каменные изваяния богов, которые устанавливались в капищах. Наиболее известны изображения Перуна, Велеса, Даждьбога и других божеств пантеона. Эти идолы не были реалистическими портретами, а символическими representations божественных сил. Процесс создания сопровождался ритуалами и считался сакральным действием.

  • Идол — культовое изображение божества
  • Кумир — почитаемое изображение, объект поклонения
  • Болван — первоначально каменное или деревянное изваяние
  • Дълати — создавать, изготавливать (особенно ремесленным способом)
  • Тёсаный — обработанный резцом, имеющий определенную форму

Техники и материалы славянской скульптуры

Древние славяне использовали в основном дерево и реже — камень для создания объемных изображений. Деревянные идолы вырубались топором и обрабатывались резцами. Каменные изваяния были характерны для южных территорий, где не хватало леса. Сохранились свидетельства о збручском идоле — четырехглавом изваянии, обнаруженном на территории современной Украины. После принятия христианства традиция создания культовых скульптур постепенно угасла, уступив место иконописи.

Древнеславянская скульптура представляла собой в первую очередь культовые объекты, а не произведения искусства в современном понимании. Терминология, связанная с созданием объемных изображений, отражала практический и религиозный характер этой деятельности.