Долговая нагрузка на региональные бюджеты в 2023 году снизилась

Читать 1prime.ru в

МОСКВА, 21 фев — ПРАЙМ. По данным Министерства денег РФ, общий объем муниципального долга всех субъектов РФ по итогам 2023 года вырос на 14,5%, и на 1 января 2024 года составил 3,192 триллиона руб.. В абсолютном выражении державный долг вырос на 403,2 млрд руб.. В 11 регионах объем госдолга снизился, в одном не поменялся, в 73 — вырос. Долговая нагрузка на региональные бюджеты снизилась на 0,2 п.п. и составила 20,7%.

Объем городского муниципального долга по итогам 2023 года вырос на 5,7% и составил 397,8 млрд руб.. Общий объем муниципального долга всех субъектов РФ и долга городских образований, входящих в состав субъектов РФ, на 1 января 2024 года составил 3,589 триллиона руб., что на 13,4% выше, чем годом раньше.

Увеличение муниципального долга проходило на фоне роста налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ, которые по итогам 2023 года выросли на 15,9%.

В структуре госдолга больше ¾ экономных кредитов

Устройство муниципального долга в 2023 году по сопоставлению с итогами 2022 года поменялась. На экономные кредиты приходится всё большая часть региональной задолженности, и за прошедший 2023 год их толика выросла с 71% до 77,4%. Коммерческие кредиты и выпуск региональных долговых ценных бумаг пользуется все наименьшей популярностью у местных властей. В общей структуре госдолга их толики опять сократились. Толика муниципальных ценных бумаг снизилась до 16,8% (с 23,4%), а в абсолютном выражении их объем сократился на 17,6%. Совершенный объем коммерческих кредитов за прошедший год практически не поменялся (+0,4%), но их толика в общей структуре снизилась до 4% (с 4,5%). На долю муниципальных гарантий приходится 1,7% (1% в 2022 году). Инфа о структуре муниципального долга регионов приведена в таблице.

Уровень долговой нагрузки немного снизился

Для определения уровня долговой нагрузки специалисты «РИА Рейтинг» по заказу АЭИ ПРАЙМ составили рейтинг субъектов РФ по уровню долговой нагрузки, который отражает картину рассредотачивания региональных долгов и их динамику в 2023 году. В рейтинге использовались данные Федерального казначейства и Минфина РФ о долговых обязанностях и доходах региональных бюджетов. В качестве меры долговой нагрузки в рейтинге использовалось отношение муниципального долга субъектов РФ на 1 января 2024 года к налоговым и неналоговым доходам региональных бюджетов за 2023 год.

Отношение суммарного госдолга регионов на 1 января 2024 года к суммарному объему налоговых и неналоговых доходов за 2023 год составило 20,7%, что на 0,2 процентных пт ниже, чем по итогам предшествующего года. Спектр значений в региональном разрезе заметно сократился и варьируется от 1,8% в Сахалинской области до 93,6% в Республике Мордовия.

В фаворитной группе уменьшение состава

Анализируя ситуацию с госдолгом в региональном разрезе, в первую очередь стоит направить внимание на конфигурации в фаворитной группе. В течение многих лет Севастополь был тем регионом, в котором отсутствовал державный долг и, также, не было долговой нагрузки. Но по итогам 2023 года его местным властям пришлось прибегнуть к заимствованиям. На 1 января 2024 года объем госдолга Севастополя составляет 892 миллиона руб., а долговая нагрузка — 3,1%, что является одним из самых низких значений в РФ, и регион как и раньше заходит в лидирующую группу рейтинга по уровню долговой нагрузки.

По сопоставлению с плодами 2022 года фаворитная группа сократилась. В нее входят те регионы, у которых державный долг составляет наименее 10% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджетов. По итогам 2023 года в группу фаворитов вошли девять регионов (на 3-и меньше, чем годом раньше): Сахалинская область, Ханты-Мансийский самостоятельный округ — Югра, Тюменская область, Ненецкий самостоятельный округ, Ямало-Ненецкий самостоятельный округ, Севастополь, Ленинградская область, Столица РФ и Питер. Необходимо отметить, что в регионах группы единой динамики долговой нагрузки за прошедший год не наблюдается.

В замыкающих — рокировка

Респ. Мордовия опять заняла последнюю строку рейтинга по уровню долговой нагрузки, где отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам по итогам 2023 года снизилось на 4,3 процентных пт до 93,9%. За прошедший год объем республиканского госдолга снизился на 0,3%, в то время как объем налоговых и неналоговых доходов за 2023 год вырос на 4,3%.

Замыкавшая годом ранее рейтинг Удмуртская Респ. переместилась на строку выше благодаря существенному сокращению долговой нагрузки на бюджет (-21,6 п.п. до 82,3%). Такому результату содействовал рост налоговых и неналоговых доходов бюджета на 23,9% и понижение объема муниципального долга на 1,8%.

В целом же, в 24 регионах РФ державный долг на 1 января 2024 года превосходит 50% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета, из их в 12 субъектах РФ государственный долг превосходит 70% налоговых и неналоговых доходов. По сопоставлению с 2022 годом эта группа сократилась на 2 региона.

В половине регионов долговая нагрузка выросла

За прошедший 2023 год уровень долговой нагрузки в большей части русских регионов вырос. Отношение муниципального долга к налоговым и неналоговым доходам возросло в 46 регионах РФ. Из их в 4 субъектах РФ рост превысил 20 процентных пт. Более значительный рост наблюдается в Чеченской Республике (+37,3 п.п.), что обосновано больше чем двукратным ростом объема госдолга (+113,4%) и практически не изменившимся объемом налоговых и неналоговых доходов бюджета (0,7%). Следом идет Респ. Дагестан, где долговая нагрузка выросла на 34 процентных пт также за счет двукратного роста объема муниципального долга на 133% и невыразительного роста налоговых и неналоговых доходов бюджета (+7,7%). Долговая нагрузка в Архангельской области выросла на 22,2 п.п. за счет наращивания задолженности на 45,2%, и рост на 3,5% налоговых и неналоговых доходов бюджета не мог оказать существенного воздействия на повышение долгового бремени региона. Долговая нагрузка в Республике Хакасия выросла на 20,1 п.п., первопричиной чему в большей степень стало опережающее понижение налоговых и неналоговых доходов бюджета (-20,1%) при росте объемов госдолга на 6,8%. В других регионах рост долговой нагрузки не превысил 19 процентных пт.

Самое существенное уменьшение госдолга наблюдается в Удмуртской Республике (-21,6 п.п.), о которой было сказано выше. Долговая нагрузка Республики Калмыкия снизилась на 20,9 п.п., что стало вероятным благодаря росту налоговых и неналоговых доходов бюджета на 30,1% на фоне роста госдолга на 2,3%. В Забайкальском крае отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам республиканского бюджета составляет 45,3%, что на 18,7 п.п. лучше, чем в 2022 году. Положительная динамика стала вероятна благодаря росту налоговых и неналоговых доходов бюджета на 51,8% и сдержанному наращиванию объема госдолга (+7,4%). В других регионах уровень долговой нагрузки снизился не больше чем 11,4 процентных пт по итогам 2023 года.

Объем муниципального долга снизился в 11 регионах РФ

По итогам 2023 года совершенный объем муниципального долга снизился в 11 русских регионах, в 73 регионах — вырос и в Камчатском крае — не поменялся.

Фаворитом по положительной динамике по итогам 2023 года стал Ненецкий самостоятельный округ, чей государственный долг сократился на 23,1%. Объем муниципального долга Ставропольского края сократился на 9,4%, Республики Коми — на 6,9%. Во всех 3-х случаях положительная динамика стала вероятна благодаря частичному погашению облигационных займов местными властями. В оставшихся восьми регионах понижение не превосходит 5%.

Самый весомый прирост госдолга наблюдается в Ямало-Ненецком самостоятельном окружении (+902,8%), но отношение госдолга к объему налоговых и неналоговых доходов в регионе составляет 2,9%, что неблизко от критичного уровня. Больше чем в 2-ва раза вырос объем госдолга в 6 регионах: в Республике Крым (+133,6%), в Приморском крае (+133,6%), в Республике Дагестан (+133%), в Алтайском крае (+118,2%), в Чеченской Республике (+113,4%) и во Владимирской области (+108,9%). Такое резкое увеличение госдолга привело к тому, что Прибрежный край, Алтайский край, Респ. Крым и Владимирская область по итогам 2023 года покинули лидирующую группу рейтинга по уровню долговой нагрузки, но пока в целом положение, обстановка в их опасений не вызывает. Еще в 4 русских регионах прирост муниципального долга по итогам 2023 года составил 53-65,1%.

Столичная область остается на первом месте по безусловному значению госдолга. На 1 января 2024 года объем госдолга Подмосковья составил 283,3 млрд руб. (-2,3%), но долговая нагрузка на бюджет региона благодаря высочайшему уровню объема налоговых и неналоговых доходов бюджета остается на применимом уровне (32,6%). Кроме Столичной области, по итогам 2023 года больше 100 млрд гос задолженности наблюдается в Столице (196,8 миллиардов руб., +26,2%), Нижегородской области (155,2 миллиардов руб., +16,7%), Республике Татарстан (125,7 миллиардов руб., +21,4%), Краснодарском крае (117,6 миллиардов руб., +4,5%) и Свердловской области (108,1 миллиардов руб., +1,6%). На эти 6-ть регионов РФ приходится практически 34% суммарного регионального госдолга и за год эта толика выросла на 2 п.п.